Приветствую Вас, Гость

В 646 г. выставив 40 тысяч, 30 слонов, войска Сасанидов встретились при небольшом городке Кадисе с отрядами арабов. Маленький городок весь в пальмовых рощах прославил арабов. В описании битвы, переговорах посланников шаха Йездгера III с арабами описаны военные советы мусульманских военачальников. Решив сражаться вблизи пустыни, арабы в случи неудачи могли отойти в пески пустыни. Персам не удалось разбить центр арабов, пехота устояла, конница отступила. Три дня до темноты шли ожесточённые бои. Арабам удалось уничтожить всех боевых слонов, отрубая хоботы, выкалывали им глаза. Сражались и арабские женщины, перевязывая раны, они носили воду, готовили еду. Впоследствии битву с неверными воспели поэты. Победитель в предыдущем сражении Рустам ничего не смог сделать . Он погиб в этом сражении, все резервы которые у него были он использовал в этом сражении. Победа досталась арабам ценой трети погибших на полях при Кадисе. Это была великое сражение, где упорство исламских воинов их воля сломили персидскую армию, она потерпела поражения. Не взяв женщин, детей арабы пошли на столицу империи Ктесифон расположенной на берегу Тигра. Жители в панике покинули вместе с шахом Йездгером III столицу не став её оборонять. Победителям досталась добыча ковры, одежда, посуда, товар базаров, дома и дворцы. Молодой Йездгерд III стремился вернуть земли Месопотамии. Во все области Ирана были посланы гонцы с приказом собирать войска и двигаться к Нихавиду к которому ответвлялась дорога от большой дороги построенной великим Дарием. Нихаванд окружали хорошие пастбища, открытые равнины, здесь собрали армию. Мусульманские войска собирались вблизи старой Хорасанской дороге примерно в 100 километров от Нихаванда. Арабская армия имела 30 тыс. воинов, персидская в два раза больше. Персы закрепились за линией рвов с валами, построив укрепленный лагерь. На военном совете арабы решили, арабская конница, дразня противника, отступит, заманит персов в засаду. Пророк, предпочёл для битвы «вечер и ночь» сказал главнокомандующий Нуман ибн Мукаррии, осадив несдержанных командиров несогласных с ним. Совершая объезд войск, останавливаясь у каждого стяга племени, он говорил, что они сражаются за свою веру, честь племени. Он напоминал им об оставшихся в Куфе соратников, жен и детей призывал их к победе, за вечное блаженство на небесах. Большинство арабов сражалось пешими, на мечах со щитом. Нуман погиб но арабы не дрогнули, продолжая теснить врага. Персы в темноте сбились, многие погибли , в русле реки сорвавшись вниз. Уцелевшие пытались бежать, в горы по тропам которые забили мулы с грузом мёда. Предводитель персов Файрузан был убит в сражении. Жрецы, выйдя к победителям предложили, за гарантию жизни, драгоценности и золото сдать город Нихаванд. Остатки персидской армии бежали к столице Мидии. Город построенный высоко в горах при перевале Загроса был важным центром, расположенным на Великой Хорасанской дороге. Укрепления и сам город сдал марабан Хосровшун, за жизнь жителей. Выйдя на равнину к пустыне центрального Ирана арабы подошли к крепости Джайя, убежищу окрестных селян. Местный правитель вступил с арабским предводителем в переговоры жителям сохранили имущество в обмен на выплату дани. Разбив северных горцев, дайламитов арабы направились к Рею. К северу над равниной вздымался горный Эльбрус. В результате предательства главы семейства Зинави проведшего по черному ходу ночью вооруженный отряд арабы захватили крепость. Досталась богатая добыча. Зинави, за помощь получил пост правителя и сохранил титул марабана. Семья, включая двух сыновей, установила контроль в области Табаристан. Пройдя по Хорасанской дороге к Кумисе, арабы приняли мирную капитуляцию столицы. Командующий Сувайд ибн Муккарин, уговорил правителей горных районов, заплатив дань перейти на сторону мусульман и ежегодно выплачивать 500 000 дирхемов в Мекку. Провинция оставалась неподвластной мусульманам платя налоги до VIII в. Установив с правителем Гургана связь Сувайд предложил туркам, проживающим в области, вступить в их армию, освободив их от подати, охранять границу от нападения с севера. Правители Гургана остались у власти, платя налоги мусульманам . На таких же условиях договорились с правителем Гилана. Арабская армия подошла к Дербенту. Здесь Кавказский хребет близок к морскому побережею Каспийского моря. Длинная мощная каменная стена тянулось от моря к отрогам гор. Часть её сохранилось и по её останкам можно судить какой труд вложили Персы, построив стену. Население этих областей впоследствии приняли ислам. Завоевание Южного Ирана началось с вторжения с моря из Омана. Захватив остров, мусульмане укрепились на побережье и начали захватывать поселения Южного Ирана. В Фарсе в городе Истахр, зародилась династия Сасанидов, здесь были крепости Джур и Бишапур. Йездгерд III в надежде найти поддержку остановился с двором, казной и гаремом в Истахре колыбели династии. Первое наступление мусульман на столицу Истахр провалилось. В 647 г. арабы, получив подкрепления взяли Бишапур. В 650 г. осталась только столица Истахр и крепость Джур. Ожесточенно оборонялась столица Истахр. Абдаллах ибн Амир из курайшитов богатый и щедрый арабский военачальник применил впервые осадные машины, разрушил стены и взял крепость штурмом. Погибло 40 000 персов, среди погибших члены знатных царских родов Сасанидов нашедшие убежище в столице. У шаха не осталось воинов, все предали, покинули Йездгера III. Было бегства, последнего правителя империи на восток в Систан, затем Хорасан. В сражениях Йездгерд III больше не участвовал. Шах обратился за поддержкой к императору Китая, но не нашел её ушел в Мерв. Крестьянские выступления подорвали могущество Китая, династия Тан только формировала армию и само нуждалась в помощи. В крепости Мерв были мощные высокие стены, имелись массивные бастионы, башни сильный гарнизон. Храмы огня с куполами, буддийские храмы, христианская община торговцы и караванщики воины, охраняли торговый путь на этом участки. Правитель Мервы мирабан Махуй Сури стремился заключить мир с захватчиками, не желал иметь дела с сувереном, стремился избавиться от Йездгера III. Решив напасть на небольшой отряд личной стражи шаха и захватить сокровища он обратился за помощью к тюркам. Нушибийский князь Бижан явился с воинами, разбил шахскую стражу, захватил добычу. Преданный правителями Йездегерд III в 651 г. погиб, не добравшись до р. Окса (Амударьи). Есть и другая версия, шах ушел в Фергану, получил помощь от тюркитов и китайцев, вторгся в Иран и умер в Тохаристане. Скорей всего это миф, так как больше о нем ничего нет. Империя Сасанидов пала под натиском арабских завоевателей. Обложив данью области, города оставив мусульманские гарнизоны на северо – восточной границы арабы не смогли контролировать захваченные территории. Северный Иран, юг Каспийского моря, горы Эльбруса, хр. Колетдан , пустыню Каракума, Турканскую низменасть где проживали гурганы, стали выплачивая дань арабам. Наместники земель остались у власти, при мусульманах насаждающих ислам на их землях. В 717 г. арабский наместник Хорасана предпринял карательную экспедицию к побережью Каспийского моря. Местные жители разбили арабские отряды, командующему Йазиду пришлось покинуть земли прикаспия. Жестокая война, тяжелые условия в армии мусульман, спровоцировали мятежи в отрядах, пришлось покинуть часть захваченных территорий, вернутся в Кирман. В районах Восточного Систана на берегах р. Гильменд в Забулистане в Кандагаре в Афганистане мусульманские отряды потерпели поражения. Хаджадж ибн Юсуф арабский наместник восточных земель сформировал армию в 40 тысяч назначил Ибн аль-Асхата предводителем арабов. Вторгаясь в суровые горы назначая сборщиков налогов оставляя охрану на перевалах Асхат написал наместнику о приостановке наступления. Хаджадж обвинил командующего в слабости, нежелании отомстить за погибших в предыдущей компании. На военном совете предводители отрядов отвергли решение наместника. Тюрский каганат пытались взять Самарканд, потерпел поражение от арабов. Тюркитская племена, не имеющие осадной техники кроме лестниц сняли осаду 712 – 713 гг. Самарканда. Очевидно город имел крепостные стены и они спасли город от разграбления. Поражения арабских отрядов в Афганистане положило конец походам на восток.

Выстроив мечети, в захваченных областях, арабы распространили ислам в захваченных землях. Религия постепенно проникла на восток Трансоксании и Ферганы. Арабские завоеватели оставляли в покоренных странах местные порядки, сохраняли веротерпимость к христианам, иудеям. Халифы оставляли за собой право собственности на землю, вводили земельный налог на часть урожая, скотоводы поставляли лошадей, овец, верблюдов, подушный налог платили не мусульмане. Постепенно государственная собственность на владения земельных участков, с которых платился налог, закрепилась во всем Арабском халифате. Халифы умеренно взимали налог с покоренных народов. Караваны с шелком, специями, шли из Китая. В Ферганской долине, где была резиденция губернатора Западного края старались не враждовать с арабскими отрядами Кутейба. Империя Тан постепенно превращалось в китайское царство. В 715 г. арабы попытались проникнуть в Туркестан, известие о смерти халифа Валида заставило их вернуться. В 715 г. китайское войско укомплектованное тюрками напали на арабов и выгнали арабов из Ферганы. Арабский наместник Асад ибн Абдаллах обосновался в древней столице Балх убедил местных князей принять ислам. Собрав войско 30 тыс. напал на тюрок и разбил в яростном сражении. Тюргешский каганат отступил в долину Или в 739 г. каганат распался. Арабы предводимые Насром из племени кинана осадили город Куву. В Китай отправили посольство в 745 и 747 гг. установить торговые связи и взаимоотношения. Именно здесь у истока Сырдарьи проходила граница арабских завоеваний на восток. Ислам утвердился в городах на всей территории Трансоксании. Китайский наместник Куча послал войска в помощь царю Ферганы и они взяли Шаш. Китайцы с союзниками кашгарцами, тюрками встретили арабов, согдийцев на р. Талас в 751 г. В сражении арабы победили, но дальше по Шелковому пути в пустыню Гоби не пошли.

Китайцы, возможно вернулись бы, но в 755 г. восстание Ань Лушаня помешала этому. Халифат вынужден был собрав войско выступить против Абу Муслима и Абуль Абаса. Омейядский халиф Абд-аль-Mалик в 700 г. узаконил арабский язык в ведений государственных дел декретом. Всякий желающий занять пост должен был писать и читать на арабском языке. Примерно в эти годы начали записывать арабские предания о завоеваниях. Эти воспоминания сохранили имена основателей исламского государства, полководцев возглавивших армии, даты сражений, людей слушавших и видевших Мухаммеда. Эта многослойные композиции, прошедшие редактирование, дополненные сохранила воспоминания о тех далеких событий. Бумага пришедшая из Китая в Среднюю Азию заменившая пергамент внесла свою лепту в описание того времени. В Багдаде стали зарабатывать на жизнь, книжной торговлей описывая толкования Корана, вознося ислам под знаменем пророка. Дешевая в изготовлении книга внесла важное влияние в культуру в Азии и Европе став доступной для многих.