Приветствую Вас, Гость

Кочевые племена Аравии, завоевания при первых халифах.

Историки стремятся донести то немногое, что сохранилось из дошедших источников о жизни народов. Развалины церквей, храмов, мозаики на стенах, исчезнувшие города, плотины водохранилищ , останки амфитеатра, колоны разрушенных дворцов, остатки крепостных стен и башен, покинутые жилища с наделом земли травой и кустарником раскрывают немногое дошедшее до нас. Собирая по крупицам старинные книги, сохранившиеся летописи, историки стремятся показать события, даты правления царей, императоров, королей найти места сражений, исход и переселение народов в курганах, воздвигнутых на равнинах на местах захоронений. Смена эпох, заселение варварскими племенами территорий в Западной Европе из Азии в IV – V вв. изменили границы государств. На смену рабовладельческому строю, в Европу пришел ранний феодализм, свободные крестьяне, трудившиеся на своей земле, попали в зависимость к землевладельцам феодалам. В городах стоящих на судоходных реках за крепостной стеной торговцы продавали товар меняя на доставленные из сел продукты. В городах изготовляли посуду, шили обувь, ковали оружие строили дома в пригородах. Описание военных походов, сражение варварских племен, захват территорий ордами, не знающими латинского языка в Западной Европе в IV – V вв. об этом пишет Тацит в «Истории». Судьбы людей, влияние личностей, человеческое счастья, вера в гироскопы, жизнь Рима, описаны с выразительностью затрагивают верхушку армии, сенат делая его лучшим историком того времени. В ходе подавления крестьянских бунтов, собственники рабов и земли «сильные домов» Китая выдвинули род Сыма, основавший императорскую династию Цзинь, (262 – 420). Жители Северного Китая под натиском тибетских племен, устремились на юг Китая. Правители раздавала наделы земли, чиновникам администрации и военным с посаженными на землю крестьянами. Вся земля принадлежали государству в лице верховного главы императора. Феодалы и крестьяне имели государственные наделы, платя налог от выращенного урожая. Бездомные, разоренные пришедшие с севера селились на пустующих землях становились землепашцами, осваивая территории, строя дороги, прокладывали каналы, занимаясь ирригационным строительством, возводя дамбы, каналы. Захватывая, похищая крестьян «сильные домов» заставляли работать на своей земле под надзором стражи не имеющих своего надела. Значительное число знати, члены императорской семьи смешались с местной знатью, изменился язык, быт, китайцев. Враждовавшие между собой, кочевые орды в степи среди долин с мягким климатом, ручьями с чистой водой пасли овец, лошадей кочуя, проходили десятки километров, охраняя своё имущество от лихих людей. В наскальные рисунках высеченных на камнях запечатлены охотничьи будни, изображены всадников стреляющие из лука, пасшие скот. В степи и сейчас встречаются врытые каменные божества, стелы в честь побед и договоров правителей и вождей. В середине IV в. изменился климат в Средней Азии, циклоны сместились на юг. Степь Средней Азии напоённая дождями зазеленела, поднялась разнотравье давая пищу стадам рогатых. Каспийского моря поднялось на 3 метра, выйдя из берегов образовалась волжская дельта. Выходцы с Кавказа с низовья Терека – хазары освоили великую степь по берегам Волги. Густая трава, обилие речной рыбы изменили быт кочевых племен на побережье Азовского моря. Устав от жизни полной борьбы за существования кочевые племена, погрязшие в междоусобицах, переселялись на восток, покидали земли Южного Урала. Стремясь получить пастбища с разнотравьем, берега полноводных рек, кочуя на запад из монгольских равнин к горам Алтая, верховью Иртыша озеру Иссык – Куль к берегам рек Аральскому морю пришли тюрки. Легендарный князь Ашин вождь племени тюрок объединился с гуннскими племенами жившими в предгорьях Монгольского Алтая. В V в. многочисленные степные племена, заняли огромную территорию от берегов океана до Каспийского моря, кочуя по берегах рек и озер. Арабы называли тюрками всех кочевников Средней и Центральной Азии. Гумилев Л. Н. в книге «Древние тюрки» посвящает малоизученному периоду огромный исторический материал схематично приводит на карте территорию расселения тюркитов в IV – VIII вв. От восточных берегов верховья Сырдарьи раскинулся горный хребет Тянь – Шаня к пустыне Гоби. Склоны горных хребтов Тянь - Шаня, покрывали хвойные леса, долины рек с пастбищами занимали племена кочевых скотоводов, охотившиеся в горах на горных козлов, косуль, барсов, волков, лисиц. Воины охраняли родовые общины, горные перевалы, долины, беря под охрану караваны, идущие с востока на запад из Китая. Племена тюрков в условиях пересеченной горной местности, перегоняли овец на пастбища. Наличие воды в долинах заставляли соблюдать границы угодий, охраняя овец, лошадей свой род от чужих. На Алтае найдены следы добычи железной руды. Неглубокие забои, карьеры в них сыродутным способом получали губчатую металлическую массу, кричное железо. Качество железа считают было выше доменного и из него изготовляли оружие, подковы, посуду, ножи, наконечники стрел. В погребальных захоронениях тюрков найдены ювелирные изделия, пряжки, бляхи, украшения из серебра и золота. Вокруг хана с женами и детьми, слугами в «орде», професональные воины охраняли орду скот пастбища. Покоренные народы служили хану, позднее племена разделились на западный и восточный тюркские каганаты. Можно согласиться с Гумилевым Л. Н. в книге «Тысячелетие вокруг Каспия» он пишет, степные племена стали, преградой огородив невидимой границей запад Азии от восточного Китая. Тюрки взяли контроль на «дороге шелка и специй», по которой доставлялся товар в Малую Азию, Европу из Китая в обмен на золото, пристающее к рукам хана, купца – посредника, караванщика, погонщика, воина охраняющего караваны. Тюрки торговали кожей, пушниной, продавали продукты зерно, овощи, мясо, рыбу. В VI в. шелк, скот, лошади, были валютой, ценились наравне с золотыми монетами и драгоценными камнями, жемчугом на рынках Византии, Персии, Египта, Китая.

Китайцы и римляне никогда не встречались, друг с другом. Великий торговый путь связывал эти народы; шелк, ткани, золото и серебро, ювелирные украшения, меха, пряности, вино, оружие, фрукты, диковинные звери, посуда доставляемые караванами незримо связывали эти народы. Великая китайская стена, римские крепости с вооруженными отрядами в Малой Азии, племена степняков охраняли торговые города. Смена вождей народностей, запечатлены в глиняных табличках, в свитках папируса, на куске ткани, коже, бумаге, выбиты на каменных стелах выбиты в рисунках на камне. Сочинения хронистов, историков дошедшие и прочитанные позволяют осмыслить это время. Современники пытаются найти исчезнувшие города, сторожевые заставы, засыпанные песками колодцы, пристанища дающие приют еду и воду караванщикам в пустыне. Купец редко проходил весь путь от китайской стены к портовым городам Малой Азии. Часто они меняли товары, проходя хорошо известный им участок пути возвращаясь в свой город. Прав Л.Н. Гумилев, «историки юридической школы - изучали человеческие законы и принципы государственного устройства; другие – историки – марксисты рассматривали историю сквозь призму развития производительных сил; третьи опирались на индивидуальную психологию и т. д.»

В 395 г. под натиском варварских племен распалась Римская империя. Морские пираты нападали в Тирренском и Ионическом море на суда римлян и греков, на берега Апеннинского полуострова, северной Африки. Земли восточной империя избавилась от самостоятельных стремившихся к власти честолюбивых полководцев, политиков, знати вышла победителями, отразив наступление варварских племен и степняков с востока. В Западной Римской империи к власти пришли варвары. Гражданские войны в Италии, сражения унесли десятки тысяч римлян в погребальных кострах, были разрушены города и виллы состоятельных граждан Рима. Вырублены оливковые деревья, виноградники, фруктовые сады разрушены крестьянские жилища, вытоптаны виноградники. Земля, дающая урожай проса, пшеницы, сады, поля пришли в запустения, заросли сорной травой. В 534 г. император Византии Юстиниан выходец из романизированной провинции Иллирии, возродил величия Римской империи, отвоевал захваченные земли и побережье Средиземного моря. Под командованием полководца Велисария, византийский флот с огромной армией, освободил Апеннинский полуостров. Византийцы захватили Равенну, земли Италии вернули побережье Северной Африки в ходе двадцатилетней войны. В 555 г. Юстиниан в изданном законе повелел, все земли, рабы, должны быть возвращены римской знати. Византии не удалось вернуть старые рабовладельческие законы, старые порядки. Требовались реформы, новые времена перемены в обществе. Положив конец владычеству остготов, Византийская империя восстановила былое могущество на берегах средиземноморья. Два государства, вестготы на западе, и новое государство лангобардов на севере угрожали Византийской империи. Греческий язык стал государственным, потеснив латынь. Монеты византийской чеканки появились во всех частях средиземноморья, в Месопотамии, на Аравийском полуострове, на берегах Персидского залива оживилась торговля в средиземноморье. Византия стремилась удержать Египет, Сирию, Финикию земли Северной Африки, Италию, Сицилию закрепиться на Кавказе сдерживая натиск персов. Собственность связана с землей, выращенный урожаем превратилась в товар, защищались законами империи. Сотни галер с рабами гребущими веслами воды средиземноморья с высокобортными парусно – весельными дромонами, длиной сорок метров и шириной пять с экипажем двести человек, включая гребцов охраняли торговые суда, покой византийцев с моря от пиратов. Крестьяне возделывали вспаханные поля с растущими овощами, выращивали виноград, в садах яблоки, сливы, груши. Труд рабов в рудниках в каменоломнях, где они обтесывали камень, мрамор, доставляя в города, строя дороги, здания, театры, ипподромы, храмы, возводя крепостные стены, показывали иноземцам могущество Византийской империи. Император нанимал в дружины наемников; армян, грузин, норманнов, славян. Содержание наемной армии требовало больших денег. Чиновники собирающие налоги с населения в империи учитывали; качество земли, размеры лугов и пастбищ , количество голов скота, рыбные тони, состояние лесов, число мельниц пастбища на котором пасся скот. Налоги, платили крестьяне, судебную пошлину в пользу государства купцы, горожане и ремесленники. В провинций заготовляли дрова, камень, песок, известь, соль доставляя перечисленное в города. Крестьяне ремонтировали дороги, строили в городах дома крепостные стены. Империя расширялась, на торговых путях возникали новые поселения, сторожевые форпосты на дорогах возводились сторожевые заставы. Количество денег в обращении увеличилось, знать тратила золото на предметы роскоши, доставляемые в империю. Торговля с Западной Европой с Хазарией, Индией, Персией на рынках Константинополя, подъем ремесел приносил немалые доходы купцам. Ни в одном городе не было такого разнообразия товаров; ткани, шелк, ковры, одежда, фрукты, овощи, мед, хлеб продавались на рынках. Гавань Золотого Рога с причалами полными торговыми судами, выгодные цены притягивала торговцев в столицу. Лишь Александрия могла соперничать с Константинополем как крупный торговый город Рим, Неаполь, Равенна, Генуя, Карфаген утратили свое торговоё значение. Ремесленники столицы выполняли заказы двора, знати, строили суда и виллы, бани и виадуки.

В III – IV в. ослабленная борьбой с Римской империей, разъедаемая противоречиями, под ударами Сасанидов, пала Парфянская держава. Племена Парса, достигнувшие успехов в развитии, объединенные под предводительством знатного рода Сасанидов, выступили против Центрального Ирана, подняв восстание. Парфянский царь Артабан IV в сражении при Ормиздогане в 224 г. был убит. В 226 г. глава рода Ардошар, из Сасанидов торжественно венчался на царство став шахом. В горных областях Ирака преобладал первобытно – общинный строй, отары овец, коз паслись на горных хребтах, передвигаясь по горным тропам, в долинах где была вода выращивали овощи, виноград, пшеницу. Общинная родовая собственность сдерживала расслоение, помогала выжить в суровых горных условиях. С появлением крупных собственников владевших огромными земельными участками выделился слой аристократии с привилегиями по отношению к простым крестьянам, ремесленником, купцом. Отношение низших слоев деканов недостаточно отражены в персидской истории. Превращение деканов в зависимых от землевладельцев, захвативших лучшие земли, пастбища приводило к бунтам, восстанием. В Сасанидской империи существовал поземельный налог, подушная подать собираемая чиновниками. Нет точных данных о размере налогов. При вступлении Бахрама V, на престол недоимки достигли 70 млн. драхм. В правления Пероза пришлось освободить население от налога, общественных работ. В основном налоги были натуральные; скот, зерно, овощи, масла, мед, птица. В Сасанидской империи жители делились по сословию. Духовенство, воины, чиновники составляли господствующий класс аристократию, податное сословие купцы, ремесленники, дехкане. Управляли областями наместники «марабаны», князьки, представители шаха. Армия состояла из тяжелой конницы и легкой кавалерии, пехота была вспомогательным родом войск. Это отличала персидскую армию от римских легионов. Громадную роль в Сасанидской империи играла религия - зороастризм. О религии можно узнать, прочитав «Атеистический словарь». Под общ. ред. М. П. Новикова. В священной книге « Ааесты», или « Зент – Авесты» пророк Зардушт повествует о добре и зле. Человек всей своей жизнью обязан помогать светлому началу в борьбе с темным началом. Этому поклонялись, исполняли обряды, которые охраняли верующих от темных сил. Развалины многочисленных старинных храмов дают представления о распространении религии в Персии. В 283 г. римский легион дошел до гор Кавказа, персы потеряли Армению. При Шапуре II христианство стало проникать в Сасанидскую империю. Шах Персии, давая убежища верующим надеясь найти в них союзников против Рима.

Три империи и вообразить не могли племена, проживающие на огромном Аравийском полуострове в пустыне покрытой песком: 3 млн. кв. км. изменят границы империй. Огромные территории окажутся под властью арабов. История арабов у границ Византийской и Сасанидской империи отражены в трудах профессора Г. Риктанса и М. Хефнера посвящающих свои книги живущим в доисламское время. Беря за основу историю Сократа, «Историю церквей», написал Созомин посвятив немало страниц Средней Азии. Кочевые бедуинские племена, продвигаясь по полуострову от колодца к пастбищу, горному склону ручью с пресной водой, пася скот источник пропитания. Они не связывались с земледелием, питались мясом животных, разнообразными травами, пили молоко. Жены дарили мужьям копьё, палатку. С детства араб ездили на лошади и верблюде. Жизнь этих кочевниках зависела от скота, который перегонялся от одного пастбища к другому. В пустыни бедуины разводили овец верблюдов, лошадей. Кочевников не преследовали имперские армии византийцев, персов. Пески пустыни защищала их от притеснений. Арабы хорошо ориентировались, передвигаясь по пустыне ночью по звездам эти просторы были их домом. Скот, коз лошадей нужно ежедневно поить, они не способны питаться колючками, жесткой травой, во время забоя и продажи мяса нужен рынок. Пастухи пасли овец, имея колодцы кошары. Разводивший верблюдов бедуин был независим от притеснения в пустыне. Защищенный просторами пустыни, независимый араб впоследствии служил в легкой коннице, наводящей ужас на врагов. На границе Сасанидской империи, вели оседлое существование небольшая часть арабов проживающих в городе Хир, расположенном на земле Нижнего Евфрата. Отсюда распространилась арабская письменность, правда есть сомневающие, точных данных об этом нет. Поэты и писатели селились в пригородах Хиры, возможно отсюда позже распространилось арабская литература, летописи первых арабских завоеваний. Верность племени своему роду вождю эта у арабов с детства. Представляясь и называя себя, араб называл общего предка, от которого его род. Араб мог переходить из племени в другое племя и делал это. Вождь племени принимал чужака и по численности племени араб видел, как по сравнению с другими племенами идут у вождя дела. У неудачного вождя люди уходили, разбегались. Араб не мог выжить в пустыне без семьи и родичей. Арабам угрожал падеж скота, пересыхание колодца и ручья, оскудение пастбища, нападение волков и грабителей. Племенные вожди со временем стали владеть огромными стадами крупного скота, отарами овец , имея пастбища, оазисы с пресной водой охраняемые нанимаемой стражей. У арабов широко распространилось рабство, невольников привозили на судах с берегов Западной Африки с севера с рынков Аполога, Ктесифона, Газы, Тира.

В V в. Византийская и Сасанидская империи вели войны за торговые пути, проходящие по Тигру и Евфрату, соединявший Персидский залив с Эгейским морем. В государствах на юге Аравийского полуострова обострились религиозные противоречия христиан и иудеев с язычниками. В этом противостоянии персы, сделавшие Йемен сатрапией победили. Арабские племена, на Аравийском полуострове потеряв заработок на южных караванных маршрутах от берегов Персидского залива через пустыню к Александрии, Бейруту, Константинополю, Трапезунду оказались не у дел. Торговый путь из Омана через Таиф, Мекку пришел в упадок. Упоминания о племенах, проживающих в Аравии в описаниях Иосифа Флавия. В Сарате на Юге Аравийском полуострове в Йемене в районе развитого земледелия выращивали виноград, овощи, финики. Аден портовый город связывал побережье полуострова с берегами Западной Африки и Индии. В Медине был перекресток караванных путей из Омана, Йемена в Египет, Сирию, Палестину. В Мекке горожане торговали, снаряжали караваны, вывозя шерсть, обработанную кожу, сушеный изюм, ладан, серебро в слитках из рудников. Торгово-экономические связи горожан с племенами распространили их влияние на Аравийском полуострове. Храм-Кааба со святыней, метеоритом «Черным Камнем» вделанным в стену стал местом почитания, для кочевых племен. Как и в Европе в результате изменения экономических отношений, собственности на землю она перешла в руки немногих скотоводов разводивших лошадей, верблюдов. Караванщики и купцы вели торговлю с Сирией, Палестиной, Египтом. Все эти торговые связи, расслоение племен на богатых и бедных привели арабов к единобожию. Ислам, соединил христианство, «иудаизм» поклонение языческим богам в единую веру. Новая религия, отражала волю Аллаха. В различных районах Аравии проповедники распространяли вероучение истинности дарованной Аллахом, верующим. В трудах арабских историках, философах, социологов крайне скудно отражена жизнь, культура арабов живших в III – VI вв. В раскопках археологи приоткрывают быт немногочисленных кочевых племен выживающих в оазисах среди песков и скудной растительности на берегах небольших рек. В раскопках находят изделия из бронзы, меди, железа, украшения, посуду. Часть выращенного урожая, благоволение, фрукты, шерсть меняли на; зерно, ткани, посуду, оружие на караванных путях. Земля в небольших государствах на юге находилось во владении городской знати, племенной верхушки, скотоводов, духовенства, свободных крестьян работающих на орошаимаевых полях. Земледельческие участки, имели террасы на склонах гор, на этих землях выращивали овощи. Вода на поля подавалась с помощью инженерных сооружений. Плотины с водохранилищами для хранения воды, используются и сейчас земледельцами Йемена. Труд бесправных рабов в строительстве, на орошаемых полях, в рудниках использовалась в Южной Аравии, Йемене, Омане, Хиджазе. Насаждения ислама уничтожили упоминание о языческой религии. Известны имена языческих богов, которым поклонялись арабы Шамс, Ассар, Накрух, Син, Валу, Узза, Хубал. Жрецы молились в храмах солнцу, покровителям плодородия, торговли, огню, прося урожай на полях, дождь, здоровье и благополучие близким. Бедуины поклонялись звездам особенно Зухре – планете Венере. Товары из Индии с берегов Персидского залива ткани, оружие, специи, фрукты доставались караванами верблюдов, вьючными лошадями в портовые города средиземноморья, попадали в Европу и Северную Африку. Противостояние Византии с Персией связаны, с именем императора Юстиниана I . Торжественное закрытие императором платоновской Академии в Афинах как средоточия языковой премудрости закрыли эпоху античной истории. Христианство получила поддержку византийских императоров, превратилась в господствующую религию в Византийской империи. Религия проникает на Аравийский полуостров на побережье Красного и Аравийского моря, на западе Аравийского полуострова строятся храмы церкви для верующих христиан в Малой Азии, Сирии, Палестине. В религиозных книгах распространяемых в империи, свод законов с избавлением страждущим и обездоленным в жизни живущего «Гомо Сапиенс». Во II в. христианство распространилось в Греции, рабы провозглашали единобожие, равенство всех перед богом. Христианства нашла отклик в душах бедняков, рабов мелких торговцев в Римской империи среди наемных воинов в когортах римских легионов, в массах обездоленных ищущих в вере покой надежду на лучшую жизнь если не здесь, то том в загробной жизни. В «райских садах» найдут покой благоденствия миллионы забытых. Богословы внушали приверженцам они должны выполнять заповеди Христа. Тит Флавий, Климент Александрийский в своих книгах отразили вмешательство «руки божьей». Наставники, стремились объединить веру с христианскими вероучениями истины в виде «богооткровенний религии» воздействующих на сознания верующих. « Бог терпел и нам велел», терпеть несправедливость, жадность, вседозволенность правителей проповедовалось в храмах верующим. Разумеется, и сейчас среди верующих разные взгляды на доказательства бессмертия души. Воспользовавшись смутами в Йемене в борьбе христианское государство Аксум (Эфиопию), поддерживала верующих христиан в Южной Аравии против притеснения персов. Йемен пережил экономический упадок, каналы водохранилища селения подверглись разрушению, многие крестьяне были проданы в рабство. Центром объединения арабов стал Хиджаз, здесь сходились торговые пути. Жители Мекки снаряжали караваны, вывозили обработанные кожи, шерсть, серебро, из рудников Аравии. Добыча драгоценных металлов повысила благосостояние этого края. Часть населения Мекки принадлежала к племени «курейш». Постоялые дворы, караван - сараи, складские помещения, пристанища погонщиков караванщиков верблюдов занимали значительные территории Мекки. Храм Кааба и святыня «Черный Камень» стали местом паломничества и почитания для кочевых бедуинов. В 610 г. Мухаммед из небогато рода племени курейш стал проповедовать единобожие и вести вооруженную борьбу со своими единомышленниками, из Медины, нападая на торговые караваны. В 630 г. Он и его последователи договорились с купцами Меккины, ислам стал единой религией в Хиджазе, Сарате, Неджде. Мекка стала центром исламской религии, храм «Кааба» главным святилищем ислама. В 632 г. Мухаммед умер, принятие ислама произошло при последователях двух халифов .

Записанные высказывания пророка на пальмовых листьях, костях, камнях заучивались, распространялись среди мусульман. После смерти Мухаммеда эти записи, отредактированные вошли в священную книгу «Коран», с проповедями, произнесенными в Мекке и Медине проповедником. Основомыслие, в форме «пророческих откровений» насаждалось халифом (заместителем пророка) Абу Бекра (632 – 634). Ислам (покорность) возник в период разложения патриархальной общины. Согласно приданию, которое не оспаривается, через ангела Джебраила пророчества были посланы Аллахом Мухаммеду. Частная собственность стала священной, были написаны законы для арабов, сословий. Права наследования, опекунства, закреплялись в племенах, родовых общинах, заповеди постепенно стали основой жизни . По повелению регламентировалась жизнь, подкрепляемая множеством «фет» . Этому впоследствии учили в медресе. Богословские трактаты, написанные на арабском языке кадиаскерам, брались как основа улемами, как учение в спорных вопросах бытия. Приняв ислам купцы, бедуины оставались равнодушными к теологии. Историки, летописцы доказывали, что народ развивается, приобретает знания и опыт под влиянием климата, сельскохозяйственных орудий, наличия пресной воды, выращиваемых злаков, винограда, фруктов, овощей на земле при мудром правителе. В халифате сформировались две этнопсихологические доминаты; истинные фанатики ислама и равнодушные принявшие ислам ради карьеры. Знание, умение сослаться на высказывание пророка служили духовенству насаждающему справедливость, равенство, терпение в среде верующих. Мусульманский воин, участвовавший в «священной» войне с «неверными» стремился в сражений победить взять добычу при дележе получить причитающею ему долю. Этот постулат стал идеологическим обоснованным (джихада) актуален он и сейчас. Закрепляя землю за представителями племенных объединений, халифы стали вводить поземельный налог – ушр. От налога не освобождался никто, даже племенная верхушка. Все земли не подлежали разделу поступали во владение общины и халифата. Первым халифам пришлось подавлять вспыхнувшие восстания между племенами лжепророками знатью. Халифы стали захватывать земли ближайших соседей. Завоевывая новые земли, оставлять в покоренных землях местные порядки, правители Медины умеренно эксплуатировали население. Жители византийских и иранских владений смотрели на арабов как на освободителей от византийского, персидского господства. Многие воспринимали арабов как освободителей (во многих случаях чисто внешне) от притеснений. Арабы; бедуины переселяясь на завоеванные территории принимали культуру живших на завоеванной земле их язык и традиции.

В 632 г. после смерти дочери Хосрова II, Буран трон Сасанидской империи занял Йездгерд III . Арабские племена вблизи города Хиры объединил Мутанна ибн Хорит из незначительной ветви племени бану шайбан жившие к востоку от Хиры. В 633 г. объединившись с арабским отрядом под командованием Халида ибн аль Валида арабы захватили Хиру. Получив послание халифа Абу Бакра, Халид ибн аль Валид оствив Мутанна с его людьми поведя войско в Сирию. Передвигаясь в основном ночью арабы, нападая на селения обходят крепости Сирии захватывают Дамаск. Всё еду, запасы снаряжения, питьевую воду приходилось доставлять на верблюдах и вьючных лошадях. Состоятельные арабы имели несколько коней, доспехи, меч, колчан, лук. Немногие имели кольчугу, она передавалась в родовом - племени от одного воина к другому. Основным оружием были копье и меч. Лучшие мечи делали в Йемене и Хорасане, доставляли их и из Индии. В раскопках, проводимых в Иране, Сирии, Ираке мечи редко встречаются при захоронениях. Голову воина араба защищал кольчужный капюшон, прикрывающий шею и плечи. Бросив копье, во врага араб, мечом рубил неверных крутясь на коне в сражении. Подвижность, личная храбрость воина ценилась в отряде и вознаграждалась при делёже добычи. Обозные верблюды, лошади везли продукты палатки в походах. Византийские дружины пытались освободить побережье Малой Азии от арабов, но потерпели поражение. В 634 г. халифом стал Умар. Выслал к Ираку незначительные силы, из медынских ансарав, из племени такиф под предводительством Абу Убайда, арабы соединившись с отрядом Мутанна вступили в бой с персидским войском, которыми командовал Рустам. Это сражение вошло в историю как битва на мосту, точное место неизвестно. В персидском войске высланным шахом были боевые слоны, развивались знамена, конница имела кольчуги, мечи, броня защищала лошадей, пехота была вооружена копьями и луками. Противников разделял оросительный канал, на мосту кони мусульман обезумели при виде слонов. Персидские лучники осыпали стрелами арабскую конницу. Пришлось спешиться, вступить в схватку на мечах. Абу Убайд сражался в первых рядах, пытался убить слона, отрубить ему хобот. Слон рассвирепев, растоптал его ногами. Множество мусульман утонули в воде, мост не выдержав рухнул, спаслись немногие. Мутанна собрав разбитые остатки арабов увел их в пустыню его не преследовали. Халиф Умар решил отомстить Сасанидам за поражение. Йездгерд III собрав войска несколько десятков тысяч с присоединенными армянскими князьками повел персов на арабов. Командующмй арабами представитель знатного рода Мекки курайшит Саад ибн Ваккас, возглавил арабское войско, численность его неизвестна, для захвата Сасанидской империи.

Продолжение>