Приветствую Вас, Гость

                                                    К 150 -  летию  встречи изобретателей фиумских торпед.              

ФИУМСКИЕ  ТОРПЕДЫ.

1864 г.  капитан  в  отставке   Джованни  Луппис   встретился  в  Фиуме  с  владельцем  небольшого  литейного    завода   Робертом  Уайтхедом  и  предложил,   ему  принять  участие  в   разработке   подводной  самодвижущей  мины.  Чертежи  такой  мины  Луппису   достались  от  умершего  в  1859 г.  австрийского офицера.  Они  не  сохранились   в  архивах  музея  в  Риеке  (Фиума),  на  них  ссылаются  историки.  Создать   подводную  мину  поражающую вблизи берега  корпус  военного  корабля   (прибрежную  охрану)    пытались   многие  изобретатели.   Управляя   самодвижущей  миной  с  берега  при  помощи  канатов,   Луппис   демонстрировал  построенную  модель  в  присутствии  императора  Франца  Йозефа  морской  правительственной  комиссии.   При  обсуждении  изобретения   Луппису  рекомендовали  увеличить  дальность  носителя,   улучшить  систему  управления,   сделать  носитель   менее  заметным.  Потратив  года  на  осуществления  этого  проекта,  Луппис    создал  действующую  модель   носителя   управляемого   с  берега  канатами.  Самодвижущая  мина  имела  винт,  который  вращался  от  пружинного  механизма,  вертикальные  стабилизаторы  удерживали  направление  веретенообразного  корпуса,  имелись  ручки  для  переноски  мины.  Продемонстрировав    построенную   модель   Уайтхеду,   изобретатель  предложил  ему  улучшить   носитель,  устранив  технические  недостатки.   Самоходный  носитель   поражающая  корпус  ниже  ватерлинии  и  разрушающий  борт   откланялся  от  заданного  курса,  уходила  на  глубину,  имел  малую  скорость.   Луппис   родился  в  Фиуме  в 1813 г.  в  аристократической  семье,  окончил   военно-морском  училище  в  Венеции,  служил  на  судах  австрийского  флота.  Командуя  фрегатом  «Белона»,  он  вышел  в  отставку   поселился  в  своем  родном  городе.  Уайтхенд   окончив  механический  институт  в  Манчестере,  во  Франции  работал  чертежником  в  Марселе,  в  Милане  на  шелкопрядильной  фабрике  разработал  и  улучшил   прядильные  машины.  Талантливый  инженер   Уайтхед  был  приглашен   работать  главным  конструктором  на  завод  в  Триест.   В  1853 г.  предприниматели  из  Риеки   построили   небольшой  литейный  завод ,  который  стал  поставлять  для  австрийского  флота  (металлический  крепеж, якоря).  Они  предложили  Роберту  Уайтхеду   вступить  в  правление   завода  и  расширить  производства.  Пригласив,  нескольких  сослуживцев  из  Триеста ,  дав  название  литейному заводу  «Stabilimento  tecnico   Fiumano»  Уайтхед   в  1857 г.  вступил  в правление  завода.

      Идея  и  замысел  заинтересовали    Уайтхеда.   Видя  недостатки  подводной  мины  Лупписа,   он  поставил  цель,  освободить  носитель  от  канатов  и  установить  устройство   регулирующее   глубину   хода   по  курсу.  Проводя  испытания  усовершенствованной   мины, в  бухте   Луппис  и  Уайтхед  представили   в  1866 г. образец  носителя   морской  комиссии  австрийского  флота.  Технические  знания,  опыт  в  изготовление    главной  машины  работающей  на  сжатом  воздухе  на  вращающий  винт,  увеличили   подводную  скорость  мины.   Разработка  нового  морского   оружия, совпала  с появлением  в  военных  флотах  ведущих  морских  странах   обшитых  стальными  плитами   бронированных  кораблей  с  паровыми  двигателями.  В  гражданской  войне  в  США  в  сражение  на  Хэмптонском  рейде  9 марта  1862 г. броненосец   южан  «Мерримак»  покрытый  бортовой  бронёй  в  102 мм.  имеющий  4 орудия  калибра  229 мм.,  водоизмещением  3 500 тонн  вступил  в  сражение  с  броненосцем  северян  «Монитором» имеющим   130 мм.  броню.   Вращающая  башня  с  двумя  280 мм.  орудиями «Монитора»  позволяли  наводить   их  на  цель  не меняя курс.   «Монитор»  имел  скорость  6 узлов  броневые   плиты  бортов  его  была  толще.  Обстреливая   «Мерримак»  из  орудий  он  не  смог  его  потопить.  Ядра   оказалось  бессильный  против   брони,   они  не  пробивали    борт   «Мерримака».    Сражение  броненосцев   оказало  огромное  влияние  на  паровое  броненосное  судостроение.  Стали  усовершенствовать   артиллерию,  стволы  орудий   стали  нарезными.  Разрабатывали   снаряды  способные  пробивать   броневые  плиты,  взрываясь  внутри  корпуса,  усовершенствовали   взрыватели. Броневые  поперечные  переборки  защищали  корпус   броненосца  от  продольного  огня.   Некоторые  теоретики  считали,  следует  создавать,  прочный  корпус  с  тараном  вернутся  к  временам  таранного  боя.  Главным  оружием  бронированных  кораблей  стал  выступающий  вперед  таран.

     В Лисском  сражении  1866 г.  австрийский  флот,   имеющий  7 броненосцев  и  14 деревянных  судов  вступив  в  бой  с  итальянским  флотом,  с  16  броненосцами  и  8  паровыми   деревянными  судами  и   выиграл  Лисское  сражение.  Превосходства   в  броненосцах  было  на  стороне  итальянцев.   Боевой  порядок  австрийских  кораблей  соответствовал  тактике  таранного  боя.  Контр-адмирал  Тегетхофф  стремился   прорезать  строй  противника,  разбить  по  частям  таранами  броненосцев   корабли  итальянцев.  Командиры  кораблей  австрийского  флота  были  ознакомлены  с  замыслом  адмирала.  Итальянский  адмирал  Персано,  перестроив  броненосцы  в кильватерную  колонну,  стремился за  счет артиллерии  и  скорости  превратить   австрийские  корабли  в   пылающие  развалины.  Итальянцы  старались   снести  с  палуб  австрийских  броненосцев  настройки,  дымовые  трубы, мачты,  рангоут.  Орудия  оказались  неспособными  пробить  броню  корпусов  кораблей.  Итальянцы   сделали   4 тысячи  выстрелов,  австрийцы  1,5 тысяч.  Итальянцы  имели   276  нарезных  орудий  против  121.  Флагман  австрийцев  «Эрцгерцог  Фердинанд  Макс»  имеющий  скорость  12,5  уз.  водоизмещением  5130  тонн  обшитый  броневыми  плитами  123 мм.  прикрывающими  котлы  и  паровые  машины,  в  пороховом  дыму  приблизился  к  «Ре  де Италии».  Итальянский  флагман  был  поврежден   и  его  рулевой  привод  вышел  из  строя.  «Эрцгерцог  Фердинанд  Макс»  таранил   броненосец  «Ре де Италия»   и  потопил его.  Ещё  один  итальянский   броненосец  «Палестро»  взорвался  в гавани    острова  Лисса.  Сражение  приняло  характер  неуправляемой  свалки.  Австрийские  командиры   стремились  таранить   бронированные  корабли  нанося  удары  в  надводную  часть.   В  морском  сражении   итальянцы  потеряли  два  броненосца,  620  человек  погибло ,  40  получили    ранения.  Победа  австрийского  флота   показала  эффективность  таранного  удара  способного  разрушить  корпус  корабля.

         Правительственная  комиссия  Австро-Венгерского  военного  флота  после  испытания   подводной   самодвижущей  мины   рекомендовала    принять  её  на  вооружения,   как  оружие  ближнего  боя  поражающая  уязвимую  подводную  часть  бронированных  кораблей.   Самодвижущая   мина  представленная  комиссии,    изготовленная  из листового  железа  имела  веретенообразный  корпус  длиной  3520 мм.  диаметр   356 мм.  Винт,  приводил в движение  «торпеду»  так  Уайтхед  назвал  подводный  минный носитель.   Расположенный  в  корпусе   двигатель   носителя  работал  от  сжатого  воздуха.  Торпеда  имела   скорость  6 – 8 узлов  (11 – 15 км/час)  преодолевала  под  водой   расстояние  200 – 300 метров,    весила  140 кг.  Заряд  взрывчатого  вещества  (ВВ),   размещался  в  головной  части,  имел  ударный  взрыватель.   До  1868 г.  проводили  испытания  торпеды  в  бухте  Риека.  Изменяя  корпус,  отлаживали  гидростатический  прибор  (ГП),  установленный  в  носителе   позволяющий  при  отклонении  торпеды  восстанавливать  заданную  глубину  хода  по  курсу   горизонтальными  рулями.   Действуя  по  принципу  равновесия  двух  сил:  снаружи  статического  давления  воды,  изнутри  пружины,  упругость  которой   устанавливалось  перед   пуском,  Уайтхед   настроил   ГП.  При  нарушении  равновесия  сил   на   эластичную  тягу  балансир  маятника   возвращал  её  в  равновесия,  стабилизируя   движение  торпеды  на  заданной  глубине.  Опытным   путем   определили   вес  пироксилина  способный  разрушить  корпус  «броненосного  фрегата».   «Торпеду»  запускали  с  канонерки,  командовал  лодкой  лейтенант  Джордж  Хойос,  который  впоследствии  женился  на  Алисе  дочери  Уайтхеда.  В  работе  над  торпедой  Уайтхеду  помогал  двенадцатилетний  сын  Джон. 

Австрийское  правительство  в  1871 г., заплатив  изобретателю  20  тысяч  стерлингов,  приобрела  патент  на  производства,  разрешив  продавать торпеду  другим  заинтересованным  в  приобретении  такого  оружия  странам,  с выкупом  патента  у изобретателя.  Луппис,   продав  свою  долю,  от  изобретения  Уайтхеду  отошел  от  конструирования  торпеды.  1 августа  1869 г.  за  заслуги  перед  страной   Луппис  получил  титул  барона,  стал  «фоном  Риммером».  Ему  не  удалось  довести  самодвижущую  управляемую  подводную  мину    до  серийного  производства.  1  ноября  1875 г.  Он  был  похоронен  в  Милане.   Уайтхед,   в  Фиуме,  стал  выпускать   торпеды,  улучшив  управляемость,    глубину  хода  прямоидущей  подводной  мины.   В  1869 г. по  приглашению  Британского  флота   он  продемонстрировал  торпеды  калибра  357 мм.  и  406 мм.  Королевскому  флоту  Великобритании.  Флот  приобрёл   патент  на  право  производства  торпед,   организовав  в Вулвиче  в 1872 г.  их  изготовление.  Вскоре  Франция,  Германия,  Италия,  наладили  производства  торпед  в  своих  странах  по  приобретённым  патентам.  Англичанин  Питер  Брозерхуд ,  спроектировал   улучшенный  трехцилиндровый  двигатель   мощностью  40 л. с.  Он  обеспечил  дальность  хода  600 метров.  Два   вращающихся   в  разные  направления  соосные  винты  существенно  снизили  отклонение  торпеды  по  курсу.  В 1875 г.  переименовав   завод  в  «Torpedofabrik   Whitehead  Cornp»  Уайтхед   расширил,   цеха  завода   организовав  частную  компанию  «Torpedo – Fabrik  von  Robert  Whitehead».

  Создав  лицензируемые  филиалы   по  производству  подводных  мин, стали  выпускать   торпеды  калибра  356 мм.  длиной  4420 мм.  массой  280 кг.  несшим  27 кг.  взрывчатого  вещества  в  боеголовке,  с  дальностью  хода  540 метров,  и  скоростью  23  уз.  Такой  торпедой   в  июне  1877 г.  английский  фрегат  «Шах»  пытался  потопить   перуанский  монитор   «Хаускар».  Торпеда  прошла  мима,   выскочила  на  песчаную  отмель ,  где  её  впоследствии  и нашли.  Россия  закупила  в  1876 г.            сто  торпед   калибра  381 мм.,  длинной  5,73 метра,  весом  350 кг.,  имеющих  скорость  20 узлов.,  вес  ВВ  27 кг.,  дальность  хода  400 м.  16 января  1878 г. ночью  с  русских  катеров   были  выпущены  две  торпеды  в  сторожевой турецкий  корабль «Интибах».  Это  был  первый  в морском  бою успешный  запуск  торпед,  от  которых   корабль,  взорвавшись  затонул на  Батумском  рейде.  Ведущий  теоретик  британского  флота  Коломб   в  своей  статье  отмечал  «. . . будем  помнить,  что  важной  частью  будущей  морской  атаки 

представляется  не  орудия,  но  таран».    Он  ошибся,  от тарана  погибло  больше  судов и кораблей  во  время  военных  манёвров,  стихийных  бедствий  в мирное  время.   Фиумская  компания   стала    основным  производителем   самодвижущих  подводных  мин.  1881 г.  были  проданы  254 торпеды  Англии,  250 России,  281  Франции,  203 Германии,  100 Австро-Венгрии,  83  Дании,  70 Италии.

        В  Фиуме  построили  20 тысяч торпед,  их  поставляли  в  различные  страны имеющие  ВМФ.  В Риеке  (Фиуме)  существует  музей,  в  котором  представлены  первые  торпеды   Роберта  Уайтхеда.  К  сожалению   заслуги  Лупписа  в  изобретении  недостаточно  полно  представлены  в  экспозиции  музея.  Состоящая   из четырех  соединяющих  между  собой  частей:  с  зарядным  отделением,  запальными  взрывателями  I,  резервуаром  с  сжатым  воздухом II,  кормовым  отделением  с  главной  машиной  вращающей  винты,  гидростатом  глубины  и  рулевым  устройством  III,  хвостовой   части с  дифференциалом ,  гребными  винтами рулевой  машиной  с  тягами  рулей   управления  IV,   торпеды  приобрела   законченный  конструктивный  вид.  Стержень  бойка  ударника  торпеды  стопорился   предохранительной  вертушкой.  При  пуске  торпеды,  вертушка   освобождала  боёк,  приводя  взрыватель  в  боевое  положение.  Во  время  стрельбы   откидывался  стопорящий  пусковой  курок  подавая   воздух  в  главную  машину  вращающие  гребные  винты  торпеды.  Разработанная Уайтхедом  торпеда  стала  на  долгие  годы  основным  морским  оружием  ближнего  применения.  

    Значительные  отклонения  от  прицельного  курса  к  цели  сдерживало  применение  торпед   на  дальности.  Стреляли   с  небольших  дистанций.  Увеличивали   вес  заряда,  скорость  хода  торпеды.  В  1889 г.  наладили  производства  торпед   в  России  калибра  381 мм.  Увеличив  давление воздуха,  достигли  скорости  20 – 25 уз.  с  массой  взрывчатого  вещества  80 кг.  в  боевом  зарядном  отделении.  Длина  торпеды  достигла   5,52 м.  вес  420 кг.  дальность  хода   600 м.    Теоретические  разработки  по  холодной  работы  двигателя  не  позволяли  увеличить   дальность  хода.   Лейтенант  российского  флота  И.И.  Назаров  предложил  в  1899 г.  разместить   в  корпусе  торпеды  парогенератор,  работающий  на воде и  спирте.  В  результате  нагрева  воды  вместе  с  воздухом    парогазовая  смесь  позволял  увеличить  ход  торпеды  и  её  скорость.   Работающий  «горячий  двигатель»   оказался  взрывоопасным  и  от  этого  двигателя  отказались.  В  1905 г.  на  испытании  в  Веймуте  торпеда  калибра  457 мм.  с  парогенератором    используя   воздух,  воду,  керосин   барона  Амстронга  прошла  под  водой  1000  ярдов.   В  1907 г.  такой  парогенератор   стали  устанавливать  на  всех  торпедах  в  Фиуме.   Джон  Уайтхед   пытала   разработать  прибор  управления,   движением   торпед  (ПК)   используя  волчок  в качестве  механизма   восстанавливающего  заданный  прямой  курс  при  отклонении  торпеды.  ПК   не  позволял  отклоняться,  торпеде заставляя  удерживать  заданный  курс  к корпусу   корабля.  Такой   пружинный  ПК  изобрел  лейтенант  австрийского  флота  Л. Обри  его  стали  устанавливать  в  торпеде.  С  1866 по  1905 гг.  скорость  торпеды  увеличилась  с  6  до  27 узлов,  дальность   хода  с  200 метров  до  2 000.

    На  морском  параде,  в  честь  60-летия,   правления  королевы  Виктории,  26  июля  1897 г. на  Спитхэдском  рейде  появилось  маленькое  суденышко,  с  высокой  трубой  длиной  31,49  метров,   водоизмещением  44,5 тонн.

             Паровая  трубина  в 2400 л.с.  не большего  корабля  позволяла   развивать  скорость  свыше  30 уз.   «Турбиния»   проложил  путь   миноносцам,   участвующим   в  морских  сражениях  XX в.  Эти   «пенители»  морей,  миноносцы, несшие   поворотные торпедные  аппараты на  борту  с  углом  поворота   90 градусов с каждого борта  получили  развитие  и  несли  торпеды  Уайтхеда.  Развитию  торпедного  оружия  способствовала   результативность  торпедных  атак   в  японо – китайской  войне 1894 – 1895 гг.  Японские  миноносцы  уничтожили  в  Вейхайвэне    4 китайских  корабля.   В  русско – японской  войне  1904 – 1905 гг. торпедами  с  японских  миноносцев  потопили   в  морском  сражении  3  русских  броненосца.  Торпедами  с  русских  миноносцев   были  потоплены  2  миноносца,  3  военных  транспорта,  2  парохода – заградителя.   Таран  стал  историей  и  о  нем  вспоминают   в   морских  академиях   изучая  сражение  у острова  Саламина  в  480 г.  до  н. э.  в  узком  проливе,  отделяющем   Балканский  полуостров  от  острова.  14 ноября  1905 г.  Роберт  Уайтхед  был  похоронен  в  Шривнхеме.  В   начале  XX – го  века  после  распада  Австро–Венгерской  монархии   Георгий  Хойос  возглавив  акционерное  общество,  построил  завод  по  производству  торпед  в  Леворно.