Приветствую Вас, Гость

 БРОНИРОВАННЫЕ  ПАРОВЫЕ  КОРАБЛИ.                                                                                      

В  войне  1853 – 1856 гг.  плавучие  бронированные  батареи  использовались  при  взятии  русской  крепости  Кинбурн.  Построенные  из  дерева  батареи   имели   длину 53 м.  ширину 13,1 м.  деревянные  борта  имели  железные  плиты  толщиной  102 мм.,  палубу  накрыли  железными  листами.  18 сентября 1855 г. с  расстояния  700 м.  плавучие  батареи   открыли  огонь  по  крепости.  Установленные  в  портах  50-фунтовые  орудия  в течении  трех дней  подавили  огонь  крепостной  артиллерии  Кинбурна.  Построенные  в  Тулоне   корабли  водоизмещением  1400  тонн,  с  экипажем  в  280 человек  потеряли  двух убитыми,  двадцать  пять  ранеными  разрушили  батареи,  обеспечили  высадку  десанта.  Десант  высадившийся  на  берег    захватил  крепость.  На  смену  парусному  флоту  пришел  бронированный  паровой  с  бортами  и  палубой   обшитой   железными  плитами.  Бронированные  корабли   имели   водонепроницаемые  переборки,  мощные  артиллерийские  орудия.   Гладкоствольные  орудия  стреляющее  ядрами  оказались  бессильными  против  таких  кораблей.  Пришлось  переходить  на  нарезную  артиллерию,  разрабатывать  новые   снаряды,  пробивающие  броню.  Строили   быстроходные  минные   катера,  имеющие  на  вооружение  шестовые  мины.  В  1861 г.  на  Балтике   построили   бронированную  лодку  «Опыт».  Лодка  имела броню  из  русских  и  английских  железных  плит  толщиной  114 мм.  закрепленных  на  тиковой  подкладки  толщиной  305  мм.  В  морских  кругах  на  совещаниях  в дискуссиях  судостроители  решали  из  чего  строить  паровой  флот.  Предлагали  из  дерева,   обшивая  часть  борта,  железными  плитами  оставляя  парусное  вооружение,  устанавливая  котлы и  машины  изолировав   их  в  корпусе  корабля.  Постепенно  с  оглядкой  на  Англию,  Францию   в  России  стали  переходить  на  постройку  бронированных   кораблей  целиком  из  железа.  Великий  князь  Константин  Николаевич  заказал в  Англии в 1861 г. броненосную батарею  «Первенец»  понимая,  что  можно  отстать  в  бронированном  судостроении  от  ведущих морских  держав.  В  августе  1863 г.  «Первенец»  прибыл  в  Кронштадт,  на  ней  установили  26  гладкоствольных  орудий  196 - мм.  На  Невском  судостроительном заводе   заложили  броненосную  батарею  «Кремль»,   орудия  разместили  как   на  деревянных  линейных  кораблях.  Башенная  артиллерия,    в  проектах   не  рассматривалась,  для  этого  не  было  оборудования  на  существующих  заводах.  При  строительстве возникли  трудности  с  корабельной  броней,  в  России  не была  заводов  выпускающих броневые  плиты.  Существующие  заводы  не  имели  технологий    изготовления  и  оборудования  для  производства  броневых  плит.  Генерал-адъютант  Н. А.  Крыжановский  возглавил  Комитет  по  приведению  Кронштадта  и  фортов  для  обороны  столицы  Российской  империи  от  угрозы  нападения  в  мелководном  Финском  заливе.  Члены  Комитета  вышли  с  предложением  о  постройке  10  однобашенных  броненосных  лодок.  Средняя  скорость  лодки  (за  основу  взяли американский  монитор  «Пассанк»)  составляла  6 – 8 уз.  На лодках  устанавливали  башню  системы  Эриксона  с  2  гладкоствольными  орудиями  калибра  229 - мм.  В  России  было  начато  строительство  паровых  броненосных  кораблей  во  второй  половины  XIX в.  С  учетом  изменения  в  Европе,  поражения  Франции,  объединение  Германии,  Российская  империя  заявила  о  возрождении  военного  флота  на  Черном  море.  Англия  заявила  протест,  но   не  встретила  поддержку  в  Западной  Европе.  В  1873 г.  был  подписан  трехсторонний  договор  между  Россией,  Австро – Венгрией,  Германией  о  совместных  действиях и  консультациях   обеспечивающих   защиту  своих  интересов  в  океанах.  Было  решено  сформировать  четыре  крейсерских  отряда,  из  одного  корвета  и  двух  клиперов  каждый.  Один  отряд  кораблей   для  патрулирования  в  Тихом  океане,  другой  на  Балтике с  выходом  в  Атлантический  океан.  Третий  отряд,  должен  был  сменять  действующий  на  Дальнем  Востоке,  четвертый   усиливать  в случае необходимости  отряды  патрулирования  в  океанах.   В  соответствии  с  судостроительной  программой  было  решено  модернизировать  казенные  заводы  Балтийский  и  Адмиралтейский,  расширив   цеха,  приобрести  новое  оборудования.    Изобретенный  В.С.  Пятовым   прокатный   стан,   позволил  выпускать   броневые  плиты   для  нужд  флота.  К  1880 г. построили  12  корветов  и  клиперов  составивший  крейсерский  флот.  За  границей  купили  3 транспорта  с  целью  переоборудовать  их  в  крейсеры.  Крейсерский  флот  имел  парусное  вооружение,  паровые  машины,   борта  прикрыли броней  у  ватерлинии.  В  носовых  и кормовых  оконечностях, толщина  брони  уменьшалось.  В  России  освоили  изготовление  слоеной  компаундной  брони  предложенной  Уилсоном  Кэммелом.  По  патенту  Шнейдера  стали  изготовлять  никелевую  броню с  содержанием  3,25 процентов  никеля,  0,75 марганца.  Первый  российский  броненосец  «Адмирал  Лазарев»  был  спущен  в  Санкт -  Петербурге  в  1871 г.  Имея  длину  75,5 м.  водоизмещение  3007 тонн,  при  мощности  машины  2004 л. с. броненосец  имел  скорость  10 уз.  В  трех  башнях  установили  шесть  229 - мм.    орудий.  Для  защиты  от  миноносцев  установили  четыре   87- мм.  пушки.   На  борта    установили  114 мм.  броневые  плиты. 

Тиковая  подкладка  из  брусьев  229 мм.  смягчала  удары  снарядов,  удерживали  борт  от  разрушения.  Лобовая  броня  башни  имела  толщину  165 мм.  имелась  бронированная  рубка.  Всего  построили  четыре  броненосца  «Лазарев»,  «Грейг»,  «Спиридонов»,  «Чичагов». С  возрастанием   пробивной  силы  снарядов  толщина  броневых  плит  стала  увеличиватьса.   На  русских  броненосцах  применяли  цементированную  броню  Круппа.  В  1894 г.  фирма  Крупп  стала  добавлять   в  сталь  хром,  пропускать   броневые  плиты  над   « метаном».  Появления  бездымного  пороха  улучшила  баллистику,  позволила  довести  длину  ствола  артиллерийских  орудия  до  35 – 45 калибров,  увеличить  начальную  скорость  снаряда  до  720 м/с., довести  дальность  стрельбы  до  10 – 12 км.  Фугасный  снаряд,  начиненный  мелинитом,  пироксилином  вырывал  палубу,  разрушал  настройки,  дымовые  трубы,  сносил  мачты.   Бронебойный  снаряд,  пробивая  борт,  взрываясь  внутри в  отсеках,  разрушал  котлы,  машины,  вызывали  пожар  на  броненосцах.  В  1894 – 1895 гг.  в  России  на  воду  спустили   броненосцы  «Полтава»,  «Севастополь»,  «Петропавловск»,  в  1901 г.  «Пересвет»,  «Ослябя».   На  броненосце  «Ослябя»,  применили  цементированную  броню.  Во  Франции  по  заказу  России  построили  броненосец  «Цесаревич».  Все  новейшие  перечисленные  броненосцы  участвовали  в  русско – японской  войне.  По  типу  «Цесаревича»  построили  5  однотипных  броненосцев  с  мощностью  машин  15 тыс.  скоростью  18 уз. с   броней  199 – 203 мм.    На  броненосцах  применили  хромоникелевую  цементированную  сталь,  сопротивляемость  которой  на  25 процентов  превышала  сопротивляемость  обычной  цементированной  стали.  Броненосец  «Цесаревич»  был  спущен  в   Тулоне,  имел  13 200 тонн  водоизмещение,  скорость  18,5 уз.  Вооружение  броненосца  состояло  из  двух  двухорудийных  башен  с  305 - мм.  орудиями  и  двенадцати  152 - мм.  в  шести   башнях.    Двенадцать   75 - мм.  пушек,  расположили  на  незащищенной  батарейной  палубе.   Башни  главного  калибра,  боевая  рубка   имели  толщину  брони  254 мм.  При  попадании  торпеды  на  внешнем  рейде  Порт-Артура  противоминная  переборка  «Цесаревича»  выдержала  взрыв,  не  дала  опрокинуться  броненосцу.  Вода  затопила  бортовые  коридоры.  Корабль,  оставаясь  на  плаву,  имея  крен  в  17 градусов.  Броненосец  был  отремонтирован  в  Порт-Артуре.  В  морском  сражении  в  Желтом  море  контр-адмирал  В.К.  Витгефт   на  «Цесаревиче»  пытался   с  эскадрой   прорваться  во  Владивосток.  Японские    корабли  с  дистанции  80 каб.  открыли  огонь  по  головному  «Цесаревичу».  В   начале  сражения  русской  эскадре  удалось  добиться  попадания  в  «Микасу»   повредив  настройки,  одно  305-мм.  орудие.  На  броненосцах  «Асахи»  и  «Шикашима»   имелись  разрушения  и пожары.  Вице-адмирал  Того  вывел  японскую  эскадру  из  сражения.  В.К.   Витгефт  провел  совещание,  с  офицерами  штаба  надеялся  в  темное  время  увеличил  скорость  до  15 уз. пройти  Корейский   пролив,   уйти  во  Владивосток.  Японская  эскадра,   устранив   повреждения  догнала   русскую  эскадру  и   продолжила  бой.  В  ходе  сражения  погиб  на  «Цесаревиче»  контр-адмирал  В.К.  Витгефт.   Снаряд  из  12-дюймового  орудия  разорвавшись  у  боевой  рубки,  повредил  рулевое  управления. Старший  офицер  Шумов  пытался  вернуть  броненосец   в   строй  из  этого  ничего  не  вышла.   Управлять  «Цесаревичем»  пришлось  при  помощи  машин. Сумерки  помешали  японским  крейсерам  добить  «Цесаревич»    несколько  6 – дюймовых  снарядов  попали  в  настройки  броненосца.   Ночью   в  тумане  скрывший  его  от  японских  миноносцев  «Цесаревич»   прорвался  в  Циндао.   В  морском  сражении  русская  эскадра   израсходовала  3182  снаряда  калибра  152-305 - мм.  из  них  32 снаряда  попали  в  японские  корабли.  Японцы  выпустили  4608, в  русские  броненосцы,  попали  135 снарядов.    Скорость  японской  эскадры  позволила   занимать  выгодную  позицию  в  ходе  сражения.  Решающую  роль  в  морском  бою  играли  снаряды  главного  калибра   броненосцев  нанесших  значительные  повреждения   кораблям.   Принятый  на  вооружение  в  1892 г. облегченные  русские    снаряды   несших  в  три  раза  меньше  взрывчатого  вещества  по  сравнению  с  японским  калибра  305 - мм.  при  разрыв  не  создавал  сильных  разрушений.  Снаряды  имели  большую  начальную  скорость  полёта,   на  расстояние  10-20 каб.   При   попадании  в  тонкий  борт  снаряд  не  разрывался,  а  если  и разрывался,  то  не  наносил  большие  разрушения.  Взрывчатка  японского  снаряда  была   эффективней,  чем  применяемый  пироксилин  в  русских  снарядах.  Орудия  главного  калибра   русских  броненосцев  имел  малую  скорострельность  из-за  большого  времени  открывания  и  закрывания замков  и скорости  подачи  боеприпасов.  Были  случаи  когда   снаряды,  имеющие  грубый  взрыватель  системы  Бринка  попадая  в  борт  не  разрывались.  На  дистанции 30-40 каб.  легкие  русские  снаряды  имели  большую  рассеиваемость.  В  правилах  и  наставлениях  при  стрельбе  предельным,  была  стрельба  русской  артиллерией  на  30 каб.   Отсутствовали  на  броненосцах современные  оптические  дальномеры,  позволяющие  вести  огонь  на  большой   дальности.  Японцы  разработали  удлиненный  фугасный  снаряд,  кувыркающий  в  полете  он  безотказно   разрывался  даже  в  воде.   Были  случи   12 – дюймовые  японский  фугасный  снаряд  разрывался    в  стволе  из-за  чувствительного  взрывателя.   Японцы  пытались  устранить  этот  недостаток,  улучшая  взрыватель    позволяющий  стрелять  на  расстояния  недостижимые  для   русских   командоров.   Попадания  таких  снарядов  в  настройки  были  ощутимым  в   Цусимском  бою.   Броненосец   « Суворов»»    без  труб  и  мачт,  с  разрушенными   палубами,    настройками  в   клубах   черного  дыма,   с   разбитыми   башнями   превратился   в   бесформенную  груду   исковерканного   железа,   был  добит  торпедами  с  японских  миноносцев  с  дистанции  300 м.  Фугасные  японские  снаряды,  по  словам  очевидцев   взрывались  давали  массу  мелких  раскаленных  осколков    зажигая   всё  вокруг.  Неудачной  оказалась  конструкция  боевой  рубки  на  броненосцах  типа   «Бородино».  Осколки беспрепятственно  проникали  внутрь    рубки,    поражая  всё  внутри.  Броненосец  «Микаса»  построенный  заводом  Виккерса  в  Англии,  имел  водоизмещение  15 300 тонн,  скорость 18 уз.  Вооружение состояло  из  четырех 305- мм.  орудий, в двух  башнях,  четырнадцати  152 – мм.  из  них  десять  по  бортам в цитадели  и четыре на  верхней палубе  в  отдельных  бронированных  казематах.   В  «Микасу»  попало  около  30  снарядов,  повредив  дымовые  трубы,  настройки,  разрушив  палубу.  По  некоторым  сведеньям   8 моряков  были  убиты,  105  получили  ранения.  В Цусимском  сражении  в  носовой  башне   броненосца  «Микаса»    разорвало   ствол   повредив  крышу  башни.  Фугасные  снаряды  разрушили  настройки  русских  броненосцев,   горели  деревянные  баркасы,  шлюпки,   уголь  на  перегруженных  кораблях,  сгорала   на   бортах  краска.  Из  24 русских  снарядов  305-мм.  попавших  в  японские  корабли  8 не  разорвались.  Снаряды  305-мм.  имели  влажный  пироксилин    они прошивали   корпус   не  разрываясь  улетали  в  воду.  В  Цусимском  сражении   российский  флот,  третий   в  мире  потерял  18 боевых  корабля,  погибло  5045  матросов  и  офицеров   из  12 тысяч,  остальные  оказались  в плену. Вице-адмирал  З. П.  Рожественский  возглавил  2-ю  Тихоокеанскую  эскадру,  которая  вместе  с  1-й Тихоокеанской  должны  были   снять  блокаду  Порт – Артура.  После  взятия  Порт – Артура   и   гибели   1 – ой  эскадры   Рожественский  не  мог    осуществить  эту  задачу. Учтя  недостатки   артиллерийской  стрельбы  на  дальних  дистанциях,   четыре  японских  броненосца  на   учебных   стрельбах  довели  стрельбу  до  дистанции  60 каб. с  применением  новых  способов  пристрелки.  Во  время  сражения  на  японской  эскадре  были  трудности  в  стрельбе  нескольких  броненосцев  по  флагманскому  русскому  кораблю.  Приходилось,  прекращая  огонь  переходить  на  пристрелочные  залпы  152-мм.  орудиями.  Артиллерийский  офицер  передавал  данные  с  боевой  рубки  на  циферблаты-указатели  в  башни   орудий  главного  калибра.   Рождественский    считал,  что  морской  бой  будет  проходить  на  дистанции  30 каб.  его  рассуждения подтвердились.  Придерживаясь  и  руководствуясь  наставлениями  « экономить   снаряды,  зря  не  стрелять,  вести  огонь  редко  и  метко»  он  руководствовался  старыми  наставлениями.   Ссылаясь  на  своё  здоровье,  Он  просил  заменить  его    не  веря  в  успешную  победу.  Рождественский  писал,  и  открыто  заявлял  «что  он  просто  человек,  не  обладающий  нужными  данными,  чтобы  справиться  с  поставленной  задачей».  Корабли  эскадры,  перегруженные  углём,   оказались  незащищенными  броней.  Бронированный  пояс  оказались  под  водой.  Недостатком  на  броненосцах  типа  «Бородино»  оказалось  низкое  расположение  противоминной  артиллерии.  При  потере  остойчивости,  крене,  вода  проникала  через  открытые  порты  казематов  76-мм.  пушек  и  броненосцы   мгновенно  опрокидывался.    Поход   русской  эскадры  вокруг  Японских  островов  в  мае,  в туман  из-за  нехватки  угля,  воды,  продовольствия  был  отвергнут.   Отдалённость  от  портов  на  севере  заставляла  бы  японцев  брать  больше  угля,  перегружая   свои  броненосцы.  Из  книги  «Цусима»,   Рождественский  осыпал  бранью  командиров  «Лакироваванная  егоза»,  это  командир  «Орла»  капитан  I-ранга  Юнг,  погибши  в  морском  сражении.  Капитан  «Александра  III»  Бухвостов  «Вешалка  для  гвардейского  мундира».  Командир  «Бородина»  Серебренников  «Безмозглый  нигилист»,   «Ушакова»  Миклуха-Маклай  «Двойной  дурак».  О  каком  воинском  братстве  обреченных  на  смерть  можно  говорить,  слушая  издевательства,  терпя  унижения.  Все  перечисленные  командиры  погибли  в  бою  на  вверенных  им  кораблях, «ничтожество»  уцелел   попала   в  плен  и  от  царя  получил  сочувствующую  телеграмму.  Генерал  Куропаткин  в  мемуарах  пытался  донести  свое виденья  на события  в русско - японской  войне.  Он  пишет  «Фаворитизм  и  низкопоклонство  заменили  достоинство  и  дисциплину  . . .  Оставалось  несколько  профессионалов,  потому  что  благородство  еще  сохранилось  в  армии и на  флоте – но  это  были  остатки  благородства».  На  какое  чудо  надеялось  руководства  Морского  министерства  продолжая  гнать  пополненную  старыми  и  тихоходными   кораблями  эскадру.  На  броненосцах  японцев  в  каждой  башне  имелся  дальномер.  Японские  комендоры,  оттачивали  своё  мастерство  в  артиллерийских  стрельбах,  применяя  новые  способы  сосредоточенного  огня   нескольких  броненосцев  по  головному  кораблю.  В  течение  шести  месячного  плавания  русская  эскадра  не отработала  способы  боевого  маневрирования.  С  флагманами  Рожественский  не  провел  совещаний  и  не дал  никаких  указаний.  Численность  японского  флота  превосходила  русский  флот.  Японцы  имели  сплочённый  выученный  экипаж,  имеющий  боевой  опыт.  В  морском  сражении   вице-адмирал  Того  стремился  охватить  голову  русской  эскадры,  создавая  превосходство  над  головным  кораблем  противника  уничтожая   последовательно  броненосцы  один  за  другим.  Скорость   японской  эскадры  позволяла   навязывать   огневое  превосходства. Потеряв  в  дневном  бою  четыре   новейших  броненосца,   ночью  ещё  два,   адмирал   Небогатов  на  следующий  день  вынужден  был  сдать  флагманский  «Николай I»  и   остатки  эскадры   которые  он  вёл  во  Владивосток.